• 2018

    От знака к знанию. Четыре лекции о том, как семиотика меняет мир

    Культурология
    Семиотика – наука для всех, живущих в современной информационной среде, и каждого, кто хочет разобраться в строении знания и искусства. Семиотика была авангардом отечественной науки и остается наиболее универсальным способом изучения культуры. Благодаря семиотике мы можем понять, как связаны язык, мышление, творчество и поиск смысла жизни. Б лекциях доктора филологических наук А. В. Маркова на множестве примеров из разных областей показана актуальность и красота семиотического метода.

  • 2014

    Собака как символ ура-демократичности

    Публицистика , Культурология
    В этой статье мне хотелось бы проанализировать любопытный культурный тренд: правам домашних животных (в особенности собак) в общественном и медиа-дискурсе уделяется гораздо больше внимания, нежели правам людей, пострадавших от тех же собак. В предельных случаях оказывается, что четвероногие имеют больше прав, чем люди. Поскольку эта довольно-таки абсурдная ситуация не оспаривается большинством, то можно предположить, что речь идет о частном проявлении глубоко укоренившегося общественного мифа, связанного с 1)безусловной защитой прав любых меньшинств (даже в ущерб собственным), 2)безусловной ассоциации любых репрессивных мер с т.н. "фашизмом".

  • 2019

    Популярная история культуры Западной Европы

    Культурология
    В публикуемых лекциях в популярном освещении рассмотрены основные вехи истории западноевропейской культуры за период с XIII века до н.э. по XX век н.э. Отдельные разделы посвящены античной культуре, истокам и основному содержанию Христианского ученья, культуре Средних веков и Нового времени. Автор останавливается на формировании и эволюции религиозных, этических и эстетических воззрений европейского человека разных эпох. Особое внимание автор уделяет произведениям литературы и искусства, оказавшим наибольшее влияние на культуру и историю Европы. Заключительная глава посвящена взаимосвязи между культурами России и Западной Европы.

  • 2019

    Безобразное барокко

    Культурология , Изобразительное искусство , Учащийся
    Как барокко может быть безобразным? Мы помним прекрасную музыку Вивальди и Баха. Разве она безобразна? А дворцы Растрелли? Какое же в них можно найти безобразие? А скульптуры Бернини? А картины Караваджо, величайшего итальянского художника эпохи барокко? Картины Рубенса, которые считаются одними из самых дорогих в истории живописи? Разве они безобразны? Так было не всегда. Еще меньше ста лет назад само понятие «барокко» было даже не стилем, а всего лишь пренебрежительной оценкой и показателем дурновкусия – отрицательной кличкой «непонятного» искусства.

  • 2019

    Всешутейший собор. Смеховая культура царской России

    Культурология , Приключения , Прошлое , История
    В этой книге историк и культуролог Лев Бердников рассказывает о феномене русского шутовства. Галерею персонажей открывает «Кровавый Скоморох» Иван Грозный, первым догадавшийся использовать смех как орудие для борьбы с неугодными и инакомыслящими. Особое внимание уделяется XVIII веку – автор знакомит читателя с историей создания Петром I легендарного Всешутейшего Собора и целой плеядой венценосных паяцев от шута Балакирева и Квасника-дурака до Яна Лакосты и корыстолюбивого Педрилло, любимца императрицы Анны Иоанновны.

  • , 2019

    Академия благих надежд

    Культурология
    История создания Санкт-Петербургской Императорской Академии наук до сих пор порождает у специалистов самые противоречивые оценки – от восхищенных до резко отрицательных. Во многом авантюрный проект Петра I по открытию высшего ученого учреждения в массово неграмотной стране одни трактуют как гениальное нововведение, положившее начало становлению российской науки, другие – как губительный отказ от культурной самобытности. Авторы книги – известные историки науки – рассказывают о создании Петербургской Академии наук и первых семи десятилетиях ее существования. Основной акцент сделан на анализе сложных отношений между учеными и бюрократией – как внутриакадемической, так и государственной. Особое внимание уделено оценке деятельности М. В. Ломоносова. Игорь Дмитриев – доктор химических наук, профессор кафедры философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ. Наталия Кузнецова – доктор философских наук, специалист в области философии и методологии науки, социальной истории науки, философской этики, профессор кафедры современных проблем философии РГГУ.

  • 2019

    Легенды и мифы Невского проспекта

    Культурология , История
    Новая работа известного писателя и знатока петербургского городского фольклора Н.А. Синдаловского посвящена истории главной магистрали Петербурга – Невскому проспекту. Эта книга не только о современном Невском, но и об архитектурных сооружениях и социальных учреждениях, которые существовали на проспекте и рядом с ним, но, увы, исчезли с карты города. О проектах, которые по разным причинам не были реализованы, о героях и персонажах городской мифологии, так или иначе связанных с проспектом.

  • 2019

    Манифест поэтического импрессионизма

    Языкознание. Филологические науки , Поэзия , Культурология
    Это не эксперимент над формой: нет, это новый поворот в содержании поэзии.

  • 1919

    Осень Средневековья. Homo ludens. Эссе (сборник)

    Культурология , Философия
    Сборник включает наиболее значительные произведения выдающегося нидерландского историка и культуролога Йохана Хёйзинги (1872–1945). – поэтическое описание социокультурного феномена позднего Средневековья, яркая, насыщенная энциклопедия жизни, искусства, культуры Бургундии XIV–XV вв. – фундаментальное исследование игрового характера культуры, провозглашающее универсальность феномена игры. В эссе глубоко исследуются причины и следствия духовного обнищания европейской цивилизации в преддверии Второй мировой войны и дается прогноз о возрождении культуры в послевоенный период. Три статьи посвящены философским и методологическим вопросам истории и культурологии, теоретическим и нравственным подходам к культуре. Художественные дарования автора демонстрирует ироничная серия рисунков, посвященных «отечественной истории». Издание снабжено обширным научным справочным аппаратом.

  • 2019

    Аничков дворец. Резиденция наследников престола. Вторая половина XVIII – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора

    История , Архитектура , Культурология
    Доктор исторических наук, профессор Игорь Викторович Зимин представляет очередную книгу из серии «Повседневная жизнь Российского императорского двора». В ней речь пойдет об одном из красивейших дворцов Петербурга – Аничкове.

  • 2019

    При дворе герцогов Бургундских. История, политика, культура XV века

    Культурология , История
    Издание представляет собой сборник научных трудов историка-медиевиста Рената Меулетовича Асейнова (1982—2015), специалиста по истории Бургундии XV в. и двора герцогов Бургундских. В книге рассматриваются различные аспекты политической, социальной и культурной жизни бургундского общества. Основное внимание уделяется исторической мысли, формировавшейся придворными хронистами герцогов и другими историографами (Жорж Шатлен, Жан Молине, Оливье де Ла Марш, Жак дю Клерк). Анализируются представления об образе и власти государя, его взаимоотношения с придворными и представителями подвластных территорий, соотношение королевской и герцогской власти, борьба придворных группировок за сферы влияния и др.

  • 2019

    Просто жизнь. Сборник миниатюр

    Культурология , Юмористическое , Публицистика
    В сборник вошли 10 миниатюр и рассказов. Яркими образными зарисовками затронуты темы семьи, общества, окружающего мира и людей в нём.Содержит нецензурную брань.

  • 1935

    Муза и мода: защита основ музыкального искусства

    Культурология , Музыка
    В настоящем издании впервые публикуется в современной орфографии и без сокращений текст книги выдающегося русского музыканта Николая Карловича Метнера «Муза и мода» (Париж, YMCA-Press, 1935). Публикацию сопровождают вступительная статья А.Л. Рычкова об истории издания, материалы по истории создания книги в выдержках из переписки С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Э.К. Метнера и Вяч. Иванова (часть писем публикуется впервые), а также комментарии, которые представляют собой адаптированную в сотрудничестве с автором главу немецкоязычной монографии проф. Высшей школы музыки (г. Любек, Германия) Кристофа Фламма «Русский композитор Николай Метнер» (1995).

  • 1995

    Совершенное преступление. Заговор искусства

    Учащийся , Социология , Изобразительное искусство , Культурология
    «Совершенное преступление» – это возвращение к теме «Симулякров и симуляции» спустя 15 лет, когда предсказанная Бодрийяром гиперреальность воплотилась в жизнь под названием виртуальной реальности, а с разнообразными симулякрами и симуляцией столкнулся буквально каждый. Но что при этом стало с реальностью? Она исчезла. И не просто исчезла, а, как заявляет автор, ее убили. Убийство реальности – это и есть совершенное преступление. Расследованию этого убийства, его причин и следствий, посвящен этот захватывающий философский детектив, ставший самой переводимой книгой Бодрийяра.

  • А только что небо было голубое. Тексты об искусстве

    Культурология , Изобразительное искусство
    Флориан Иллиес (род. 1971), немецкий искусствовед, рассказывает об искусстве как никто другой увлекательно и вдохновляюще. В книгу «А только что небо было голубое» вошли его главные тексты об искусстве и литературе, написанные за период с 1997 по 2017 год. В них Иллиес описывает своих личных героев: от Макса Фридлендера до Готфрида Бенна, от Графа Гарри Кесслера до Энди Уорхола. Он исследует, почему лучшие художники XIX века предпочитали смотреть на небо и рисовать облака, и что заставляло их ехать в маленькую итальянскую деревушку Олевано; задается вопросом, излечима ли романтика, и адресует пылкое любовное письмо Каспару Давиду Фридриху. Прошлое в этих текстах ощущается как настоящее, картины предстают в движении и цвете, а исторические фигуры оказываются живыми и любящими людьми.

  • 2019

    Мифологическая школа в литературоведении

    Культурология , Языкознание. Филологические науки
    Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф – часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.

  • 2019

    Возрождение

    Изобразительное искусство , Культурология
    Разглядеть в гении-творце глубоко переживающего человека не только можно, но и нужно, чтобы понять его духовные поиски, мотивы, устремления, желания, потребности. До сих пор считается, что жизнь великих несет в себе множество тайн, но это не совсем так, ведь на чувственной волне глобальной паутины переживаний хранятся ответы на любой наш вопрос. Хочешь знать? Знай!

  • 2019

    Что такое хорошо

    Культурология
    В книге Евгения Штейнера рассматривается феномен советской детской книги 1920‐х – начала 1930‐х годов. Подробно анализируются принципы иллюстрирования и графического оформления, эстетическое и смысловое воздействие иллюстраций на детскую аудиторию. Много внимания уделено и текстам – стихам и новым сказкам для советских детей. Подробно исследуется официальная идеологическая сверхзадача – создание Нового Человека, а также противоречивый художественный и ментальный контекст времени формирования советского стиля в искусстве и жизни. Книга является продолжением и развитием предыдущих работ автора на эту тему, вышедших в США (Изд-во Вашингтонского университета, 1999) и в России (Новое литературное обозрение, 2002). В этой книге значительно расширен охват материала и добавлены новые главы.

  • 2019

    Политика аффекта

    Изобразительное искусство , Культурология
    Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и перформансов, выходят за пределы музейных стен в городское и цифровое пространства. Эта книга посвящена тому, как осознание музеями потенциала эмоционального восприятия прошлого влияет на его репрезентацию. Используя различные методологические подходы, авторы сборника – музееведы, историки, социологи, культурологи, кураторы и драматурги – исследуют техники управления аффектом и эмоциями в современном и историческом контекстах. Музейные технологии рассматриваются в контексте проблем публичной истории, политики памяти, культурной политики, музейной теории и практики.

  • 2019

    Самиздат в СССР. Тексты и судьбы

    Культурология
    Книга посвящена истории советского самиздата послевоенного периода и судьбам его авторов. В ней рассматриваются основные разновидности социально-политического самиздата (открытые письма и обращения, сборники документов, периодические издания, материалы судебных процессов), классические и малоизученные самиздатские тексты. Кроме того, значительное внимание уделено провинциальной студенческой литературной и публицистической самодеятельной периодике, до последнего времени не введенной в практику научного осмысления. В работе проанализированы понятие «самиздат» и проблема классификации самиздатских текстов.

Фильтр