• Конец эпохи позднего железа

    Искусствоведение , Публицистика
    В книгу вошли избранные тексты критика и куратора современного искусства Константина Дорошенко. Сборник представляет собой комментарий культурной ситуации последних двадцати лет и может быть интересен как профессионалам-искусствоведам, так и более широкой аудитории.

  • , ,

    Триалог plus

    Искусствоведение , Философия
    Книга является своеобразным продолжением и развитием монографии "Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства" (М.: Прогресс-Традиция, 2012), но одновременно совершенно самодостаточной, структурно и методологически отличной от нее работой. Наряду с дискуссией авторов по многим актуальным вопросам современной философии искусства, эстетики, культурологии в книгу включен обширный блок откликов известных исследователей-гуманитариев на большой "Триалог" (2012), многие из которых активно вступают в теоретическую дискуссию с авторами по тем или иным значимым для современной гуманитарной науки проблемам. В целом в небольшой по объему книге идет плодотворный разговор о проблемах изображения, выражения, символизации и симулякризации в искусстве, о границах его пострециптивной герменевтики, об эстетике как образе жизни. Анализируются некоторые концепции как современных теоретиков искусства (П.Вайбель), так и классиков (Н.Бердяев); обсуждаются яркие явления в искусстве последнего времени (М.Абрамович, М.Уэльбек, Я.Кунеллис, К.Болтански, С.Вальц). Много внимания уделено своеобразию символизма как художественного направления, анализируется дух символизма и его мифологические истоки на примерах живописи Гюстава Моро. Дан анализ научной деятельности одного из авторов книги в связи с его 70-летием.

  • Шедевры живописи

    Искусствоведение
    Книга, которую вы держите в руках, посвящена самым знаменитым шедеврам мирового изобразительного искусства. Она представляет наиболее значительные росписи, фрески, иконы и картины, которые вернулись к нам благодаря археологическим открытиям и работе реставраторов, рассказывает о ярчайших эпохах в развитии живописи, о таких известных и загадочных полотнах, вокруг которых веками не утихают дискуссии. "Вселенная - нечто вроде сейфа, к которому человечество подбирает шифр", - писал известный семиолог и литературовед Ролан Барт. Некогда таким шифром служили архаические мифы, но с некоторого времени им стало искусство. Более свободное от "тирании" разума, чем наука, оно оказалось способно уловить и передать нечто самое важное и сокровенное в окружающем мире и человеческой душе. Книга написана известными искусствоведами, историками и этнологами. Богато иллюстрированные увлекательные научно-популярные статьи предназначены для самого широкого круга читателей.

  • Изобразительное искусство Китая

    Искусствоведение
    Москва, 1956 год. Государственное издательство изобразительного искусства. Издательский переплет, сохранность очень хорошая. Альбом большого формата посвящен искусству Китая: скульптуре, архитектуре, изобразительному искусству, резьбе и др. техникам - с древнейших времен до середины XX века. Альбом содержить огромное количество цветных и черно-белых фотографий и репродукций произведений искусства китайских мастеров.


  • Вырождение

    Искусствоведение
    В книг "Вырождение" Нордау с блестящей эрудицией рассуждает о так называемом "дегенеративном искусстве". Он подвергает критике философию декадентства, порождение современной ему эпохи, и рассматривает дегенеративное искусство с точки зрения психологии и медицины. Несмотря на противоречивое отношение критиков к работе Нордау, она имеет огромное значение как длямедицины, так и в целом для культуры.Для широкого круга читателей.

  • Густав Климт и Эгон Шиле в Москве и Вене

    Искусствоведение
    Вена, геометрия и изящество ее архитектурного облика, Венский сецессион, его отличие от аналогичных явлений Мюнхена и Парижа, декоративные фантазии Густава Климта и графические экспромты его ученика Эгона Шиле — обо всем этом размышляют искусствоведы, музейщики, культурологи в предлагаемом коллективном труде. Главным импульсом для его создания послужила недавняя выставка «Густав Климт, Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)» в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эротический экспрессионизм и изысканная простота подготовленных зарисовками символистских образов Климта рассматриваются в контексте графики музеев Вены и многообразных литературных и природных параллелей.

  • 12 лучших художников Возрождения

    Искусствоведение
    Ни один культурный этап не имеет такого прямого отношения к XX веку, как эпоха Возрождения. Искусство этого времени легло в основу знаменитого цикла лекций Паолы Дмитриевны Волковой "Мост над бездной". В книге материалы собраны и структурированы так, что читатель получает полную и всеобъемлющую картину той эпохи. Когда мы слышим слова «Возрождение» или «Ренессанс», воображение сразу же рисует светлый образ мастера, легко и непринужденно создающего шедевры и гениальные изобретения. Конечно, в реальности все было не совсем так, но творцы той эпохи действительно были весьма разносторонне развитыми людьми, что соответствовало идеалу гармонического и свободного человеческого бытия. Каждый период Возрождения имел своих великих художников, и эта книга о них.

  • Московский постсентиментализм. Психологика постмодернизма

    Искусствоведение
    Предлагаемая читателю монография вписывает в научный корпус истории русского искусства ХХ века оригинальное направление, ярко заявившее о себе в московской художественной жизни в семидесятые годы. Отвечая ментальным запросам исторического периода, оно сложилось в кругу творческих индивидуальностей, наделенных выдающимися профессиональными способностями. Опыт обстоятельного анализа эстетико-мировоззренческой парадигмы образной практики рассматриваемой группы мастеров, во многом определивших характерные черты эпохи, предлагается впервые. Данное монографическое исследование, несомненно, привлечет внимание специалистов и всех, кто интересуется судьбами современного искусства, поскольку как бы выводит из тени малой известности на авансцену мировой культуры содружество авторов, достойных самого пристального изучения, но до сих пор, к сожалению, обойденных соответствующим вниманием отечественной критики.


  • Русские портреты XVIII - начала XX века. Материалы по иконографии. Выпуск 7

    Искусствоведение
    Издание посвящено изучению русских портретов XVIII-XIX вв. и ставит своей целью обобщить определения, уточнения и атрибуции, выполненные специалистами в этой области в последние десятилетия. Помимо перечня новых атрибуций, в сборнике публикуются статьи и исследования, связанные с атрибуцией портретов и историей изображенных на них лиц, новые находки и поступления в музейные и частные коллекции.Представляет интерес для историков, искусствоведов и музейных работников, художников, музеологов, антикваров, коллекционеров и всех интересующихся отечественной историей.Издание одобрено Отделением искусствознания и художественной критики Российской академии художеств.Публикация материалов осуществляется в рамках соглашения с Минкультуры России от 25.05.2017 о совместной деятельности по изучению и атрибуции предметов Музейного фонда Российской Федерации.

  • Книга покаянных псалмов кардинала Альбрехта Бранденбургского

    Христианство , Искусствоведение
    Альбом знакомит читателя с историей создания и художественным своеобразием Молитвенника кардинала Альбрехта Бранденбургского (около 1525–1530; музей Гетти, Лос-Анджелес) – шедевра нидерландской школы книжной иллюминации. Рукопись оформлена фламандским художником Симоном Бенингом (1483/1484–1561) – одним из лучших иллюминаторов своего времени, выполнявшим заказы императора Карла V Габсбурга, инфанта Португалии Фернанду Гуарда, а также известных представителей высшего духовенства и аристократии во Фландрии, Испании, Португалии, Италии и Германии. Христологическое повествование начинается с Благовещения и заканчивается Погребением; к нему примыкают расширяющие рассказ о жизни Иисуса сюжеты Сотворение Евы и Поклонение пяти ранам Христа. Страстной цикл миниатюр усилен знаковыми образами, в числе которых Человек скорбей и Семь печалей Девы Марии. В основе иллюстраций Симона Бенинга лежат традиции фламандских живописцев и опыт немецких граверов, в особенности Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра. Творчески преломляя художественные открытия гениев, мастер стремился добиться визуального и психологического единства иллюминационного повествования. Для этого он углублял и обогащал изобразительную характеристику Христа с каждым новым событием в Его истории. Поэтому от одной миниатюры к другой созданные художником образы передают радость и смирение Христа, Его гнев и удивление, физические и духовные страдания. Работу Бенинга отличает повествовательная манера письма и тонкий психологизм в воссоздании Крестного пути Иисуса Христа. В мире искусства Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского (около 1525–1530; музей Гетти, Лос-Анджелес) признан бесспорным шедевром нидерландской школы книжной иллюминации. В художественном решении рукописи отразилась эпоха, когда главную тему искусства составляли евангельские сюжеты, а оригинальность дарования мастера проверялась творческим подходом к канону, принятому в воссоздании Страстей Иисуса Христа. Заказчиком рукописи выступил Альбрехт Бранденбургский (1490–1545), архиепископ Магдебурга и Майнца, курфюрст и эрцканцлер Священной Римской империи, кардинал-священник. Яркая и неординарная личность, кардинал покровительствовал Альбрехту Дюреру, Лукасу Кранаху, Маттиасу Грюневальду, Хансу Бальдунгу и другим гениям Северного Возрождения. Содействуя развитию живописи в Германии, он не оставил без внимания и искусство книги. Сам его замысел создать личный иллюминированный молитвенник – явление знаковое для Позднего Средневековья, когда священники и миряне искали собственный сокровенный подход к духовным ценностям, и молитвенники, важный атрибут повседневной жизни верующих, становились все более индивидуализированными в содержании и украшении. По содержанию Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского представляет собой сборник из 62 благочестивых молитв, большинство из которых посвящено жизни и Страстям Иисуса Христа. Его текст, по сути немецкий перевод с латинского оригинала, был скопирован из книги Gebet und Betrachtungen des Lebens des mitlers gottes, und des menschen unsers herrens Jesu Christi, составленной монахом-августинцем Фомой Кемпийским (1380–1471) и впервые напечатанной в Аугсбурге Зигмундом Гриммом и Марксом Вирсунгом в 1521 году. Иллюстрациями к печатной книге служил цикл из 35 гравюр на дереве, разработанных мастером Триумфов Петрарки – иллюминатором, работавшим в Париже и Руане в 1499–1514 годах и прославившимся оформлением рукописи стихотворений Франческо Петрарки Триумфы (1503; Национальная библиотека Франции). Его стиль, выработанный под влиянием Альбрехта Дюрера, Жана Пойе и Жана Бурдишона, отмечен спокойным ритмом уравновешенных композиций. Если текст Фомы Кемпийского кардиналу понравился, то к иллюстрациям он отнесся иначе. Монохроматическим гравюрам ранней печати Альбрехт Бранденбургский предпочитал благородство пергамента и экспрессивность насыщенных цветом изображений. Желая заменить печатный фолиант рукописной иллюминированной копией, он заказал ее фламандскому художнику Симону Бенингу (1483/1484–1561). К тому времени Бенинг, сын миниатюриста Сандерса Бенинга (†1519), начавший свой путь с гентской мастерской отца и вступивший в гильдию Святого Иоанна и Святого Луки в Брюгге в качестве иллюминатора манускриптов (1508), окончательно обосновался в Брюгге (1510/1519) и открыл собственную мастерскую. Прославившись искусно выполненными иллюстрациями к часословам и генеалогическим таблицам, он трижды (1524, 1536, 1546) избирался деканом каллиграфов, книготорговцев, миниатюристов и переплетчиков в гильдии Святого Иоанна и Святого Луки. Признанный лучшим иллюминатором манускриптов своего времени, он выполнял заказы императора Карла V Габсбурга, инфанта Фернанду Гуарда – сына короля Португалии Мануэля I, а также известных представителей высшего духовенства и аристократии во Фландрии, Испании, Португалии, Италии и Германии. Альбрехт Бранденбургский познакомился с работами Симона Бенинга, очевидно, в доме Мельхиора Пфинцинга (1481–1535) – проректора аббатства Святого Альбана в Майнце (1517), владевшего одним из иллюминированных мастером часословов. Покоренный искусством Бенинга, кардинал приобрел Большой часослов работы его мастерской и заказал ему также Квадриптих, известный ныне как Квадриптих Стайна (1525–1530; музей искусства Уолтерса, Балтимор). Бенинг привлек кардинала повествовательной манерой письма и тонким психологизмом в воссоздании Крестного пути Иисуса Христа. Рукопись Молитвенника кардинала Альбрехта Бранденбургского содержит 41 полностраничную миниатюру и 35 страниц, украшенных маргинальными сценами – сюжетами, представленными на полях. Программа иллюстрирования во многом следует за аугсбургским изданием, что обусловлено текстом. Христологическое повествование начинается с Благовещения и заканчивается Погребением; к нему примыкают расширяющие рассказ о жизни Иисуса сюжеты Сотворение Евы и Поклонение пяти ранам Христа. Страстной цикл миниатюр усилен знаковыми образами, в числе которых Человек скорбей и Семь печалей Девы Марии. Примечательно, что при всех тематических совпадениях иллюстраций печатной книги и рукописи Бенинг ни разу не использовал работы мастера Петрарки в качестве образцов. В основе его иллюстраций лежат традиции фламандских живописцев и опыт немецких граверов, в особенности Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра. Творчески преломляя художественные открытия гениев, Симон Бенинг стремится добиться визуального и психологического единства иллюминационного повествования. Для этого он уг лубляет и обогащает изобразительную характеристику Христа с каждым новым событием в Его истории. Так, в цикле сцен из детства Христа значима миниатюра Младенец Иисус, окруженный символами Cтрастей, предваряющая неизбежность Его жертвенной смерти. Божественный ребенок представлен здесь в окружении ангелов, одни из которых держат копье и гвозди распятия, другие – терновый венец и крест с инициалами INRI, означающими Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Доминантой Страстного цикла выступает миниатюра Агония в саду. Для усиления ее эмоционального напряжения художник совмещает в одном пространстве три события: на переднем плане изображены спящие ученики, в центре – молящийся Богу Иисус, а на заднем плане – идущие арестовать Его стражники. Подчеркивая эмоциональное одиночество Иисуса, Бенинг искусно воссоздает сияние, излучаемое в кромешной тьме Его лицом. Изображенные точками золотой краски факелы стражников создают ощущение неотвратимо надвигающейся опасности, побуждая зрителя к сопереживанию Иисусу в Его Страстях. Завершает Страстной цикл миниатюра Погребение, основанная на одноименной гравюре Шонгауэра. В ней благодаря мастерскому использованию колорита и световых эффектов Бенинг раскрывает зрителю духовную красоту и человечность Иисуса. Так от одной миниатюры к другой созданные художником образы передают радость и смирение Христа, Его гнев и удивление, физические и духовные страдания. После смерти Альбрехта Бранденбургского его Молитвенник сменил несколько владельцев. В XVIII веке рукопись принадлежала майнцскому архиепископу Лотару Францу фон Шёнборну (1655–1729) и хранилась в его замке Гайбах. С 1869 года она украсила коллекцию фламандских рукописей австрийского банкира Ансельма фон Ротшильда (1803–1874) в его замке в Вене, включавшую также Молитвенник Ротшильдов – часослов, изготовленный лучшими иллюминаторами гентской школы, включая Сандерса и Симона Бенингов (1510–1520-е; частная коллекция). Позже Молитвенник Альбрехта Бранденбургского принадлежал швейцарскому библиофилу и коллекционеру Мартину Бодмеру (1899–1971), а в 1960 году в Экс-ла-Шапель у книготорговца Ханса Питера Крауса (1907–1988) его приобрела Ирен Людвиг (Монхайм; 1927–2010) – историк искусства, коллекционер, меценат. Она и подарила его Музею Жана Пола Гетти в 1983 году.

  • История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Том 1

    Искусствоведение
    Труд Макса Дворжака, одного из основоположников современных философии, истории и теории искусства. В эту книгу вошли его лекции об искусстве XIV и XV веков, с подробными комментариями И.Е.Бабанова и множеством иллюстраций.

  • Журнал Диалог искусств №2, 2018

    Искусствоведение , Периодические издания
    "Диалог искусств" — журнал пишет об актуальных событиях современной культуры Москвы и других городов мира, с 2003 года является официальным журналом Московского музея современного искусства (ММСИ). 6 раз в год (1 номер в два месяца).Журналы интересны профессионалам сферы визуальной культуры и других сфер искусства, профессиональным художникам и творческой интеллигенции, так как акцент сделан на высокий уровень текстов и дизайн макетов журналов. Это красивые полиграфические издания, актуальные долгое время.

  • Искусство. Загадки признанных шедевров. Иллюстрированный гид

    Искусствоведение
    Зачем среди строгих классических зданий исторического центра Вены была установлена скульптура в виде ярко-розового зайца? Почему на некоторых картинах вместо людей нарисованы обезьянки в роскошных костюмах? Как в нагромождении плодов и ягод разглядеть изображение человека? Может ли архитектор «поселить» в построенный им дом деревья и цветы? Ответы на эти и другие, не менее интересные вопросы вы сможете получить, ознакомившись с этим удивительным гидом по искусству. Тонкие нюансы смысла, скрытые в сложных композиционных построениях, следование веяниям времени и опора на вечные ценности, запечатленные при помощи резца, кисти и карандаша, предстанут перед вами на страницах этой прекрасно иллюстрированной книги.


  • Сельские листья. Избранные страницы из "Современных художников

    Искусствоведение
    Эпоху прерафаэлитов сложно представить без наиболее известного искусствоведа того времени Джона Рёскина. В 1843 году Рёскин издал первый из пяти томов трактата о современных ему живописцах. В "Современных художниках" Джон Рёскин вывел многие принципы искусствоведения, заговорил об искусстве как универсальном языке.В 1843 году критик вернулся к "Современным художникам", сделав из пятитомника выборку эссе и тезисов, успевших за эти годы "обрасти" дополнениями и пояснениями. Результатом этого пересмотра и стало сочинение "Сельские листья", где Рёскин говорит не только о принципах искусства, силе воображения и роли нравственности, но и подробно описывает явления природы, часто изображаемые на картинах его современников.Настоящее издание сопровождается вступительной статьей специалиста по литературе и искусству Оксаны Разумовской.

  • На перевале

    Искусствоведение , Литературоведение. Фольклор , Критика , Публицистика
    Андрей Белый (1880-1934) - известный писатель Серебряного века, поэт, критик, мемуарист, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма «На перевале» - необыкновенный сборник публицистических и критических статей, в которых затрагиваются вопросы литературы и искусства Особенное внимание уделяется автором теме символизма и современного театра, а также роли великих творческих личностей, среди которых — Шарль Бодлер, Генрих Ибсен, Отто Вейнингер, Максим Горький, Александр Блок, Николай Метней и многие другие.


  • Панорама искусств. Альманах, №2, 2018

    Искусствоведение
    Альманах "Панорама искусств" возрождает через сорок лет одноименное ежегодное издание, освещавшее в основном изобразительные искусства и архитектуру. Оно выходило в свет с 1977 по 1990 год в издательстве "Советский художник" по инициативе и трудами Юрия Максимилиановича Овсянникова, одного из самых ярких и талантливых издателей своего времени. Первый раздел данного выпуска посвящен его памяти. Обозначая генетическую связь нынешней "Панорамы искусств" с предшествующей, редакция сохраняет ее формат и структуру, переносит в возрожденное издание - с небольшими изменениями - названия рубрик, добавляет новые. Сохранение не "буквы", а "духа" прежней "Панорамы" - увлекательности текстов об искусстве, рассчитанных на самый широкий круг читателей, - определяет разнообразие, в продолжение традиций издания, жанровый спектр статей сборника.

Фильтр