• Диалог истории и искусства

    Искусствоведение
    Настоящее издание представляет собой сборник статей, посвященных вопросам истории и искусства, связям между ними и их значению в контексте мировой культуры.

  • Мир искусств. Альманах, №4, 2001

    Искусствоведение
    Альманах состоит из статей, публикаций архивных материалов, переводов и интервью. В нем представлены многие жанры — от больших историко-теоретических исследований до литературных портретов и кратких заметок-реплик. Альманах посвящен различным видам искусства и разным эпохам и регионам. Специальный раздел занимают статьи по теории искусства и по фольклору. Большое место в этом выпуске альманаха занимают исследования по музыке, в частности, по творчеству А.Шнитке. Специальная подборка посвящена творчеству А.П.Чехова. Большие статьи посвящены проблемам современной и классической архитектуры, а также искусству Африки и Востока.

  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство XIX века. Книга 3

    Искусствоведение
    В третьей книге "Истории", подготовленной Отделом классического искусства Гос. института искусствознания, представлены разделы, посвященные искусству Англии, Скандинавии и Восточной Европы. Книга содержит 200 иллюстраций и завершается указателями.

  • Искусство Востока. Миф. Восток. XX век

    Искусствоведение
    Предлагаемый вниманию читателей сборник "Миф. Восток. XX век" состоит из двух разделов: ""Советский миф" и культура Востока" и "XX век и культурные архетипы Востока". Статьи, вошедшие в первую часть сборника, в основном составлены на основе докладов, прочитанных на научной конференции "Советский миф в искусстве Востока", которая проводилась Ассоциацией искусствоведов Государственного музея Востока. Однако актуальность темы "миф и искусство Востока" потребовала более детального и теоретического осмысления данной проблемы, частично получившей свое отражение во втором разделе сборника, куда вошли статьи ученых-востоковедов Отдела искусства стран Азии и Африки. Стремление объединить усилия исследователей, работающих по данной теме, стало основой этого сборника. Широкая постановка вопроса предоставляет авторам возможность подхода к выбранному ими материалу под различным углом зрения - в зависимости от жанра статьи и конкретного явления искусства. Это может быть отдельный памятник архитектуры, музыкальная культура целой эпохи, зрелищное искусство, современный театр, кино, живопись. Проблема мифа и искусства Востока рассматривается в сборнике на основе изучения широкого культурного ареала - от Японии до стран Ближнего и Среднего Востока. Однако за последнее десятилетие для российских ученых изменились не только Восток и востоковедное искусствознание, но и само понятие зарубежного Востока, вобравшее в себя сегодня и художественную культуру азиатских и закавказских республик бывшего Советского Союза. В заключение следует отметить, что представленные статьи сборника не являются узкоспециальными. В каждой из них присутствует системный подход к изучаемой теме. Надеемся, что данный сборник вызовет интерес не только ученых-востоковедов, но и более широкого круга читателей.

  • Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов

    Искусствоведение
    В сборнике рассматривается творчество лидеров неакадемических жанров искусства последнего десятилетия XX в. Основное место в книге занимают материалы конференции "Россия - Германия: Поп и рок-музыка на рубеже социальных перемен. 1990-е годы". Конференция была посвящена сравнительному анализу процессов, происходивших в этом пласте музыкальной культуры во время объединения Восточной и Западной Германии, и в России. Наряду с вопросами, касающимися истории популярной музыки, в сборнике освещены теоретические аспекты ее изучения.

  • Между Андами и Европой

    Искусствоведение
    Книга "Между Андами и Европой" посвящена колониальному искусству вице-королевства Перу, которое охватывало в XVI - начале XVIII века территории нынешних Перу, Боливии, Колумбии, Парагвая. В центре внимания автора - процесс ассимиляции местным искусством европейской художественной культуры, возникновение смешанных форм: так называемого "Метиса Андов", "Школы Куско". Анализируются искусства католических миссий, прежде всего парагвайских миссий ордена иезуитов, специфический примитивизм и оригинальность живописи и скульптуры местного барокко.

  • Opera for Everybody

    Искусствоведение
    Susie Gilbert traces the development of ENO from its earliest origins in the darkest Victorian slums of the Cut, where it was conceived as a vehicle of social reform, through two world wars, and via Sadler's Wells to its great glory days at the Coliseum and beyond. Setting the company's artistic achievements within the wider context of social and political attitudes to the arts and the ever-changing theatrical style, Gilbert provides a vivid cultural history of this unique institution's 150 years. Inspired by the idealism of Lilian Baylis, the company has been based on the belief that opera in the vernacular can not only reach out to even the least privileged members of society but also create a potent and immediate communication with its audience.With full access to ENO's archive, Gilbert has unearthed a rich range of material and held numerous interviews with a fascinating array of personalities, to weave an absorbing tale of life both in front and behind the scenes of ENO as it developed over the years.

  • Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI-XVIII веков. Статьи 1973-2017

    Искусствоведение, Православие
    Настоящее издание посвящено изучению различных аспектов древнерусской иконографии реальной архитектуры и ее эволюции в XVIII столетии. Иконы и миниатюры лицевых рукописей, карты и планы ("чертежи") рассматриваются по преимуществу как источники для уточнения строительной истории и графической реконструкции первоначального облика ансамблей монастырей, погостов, крепостей, а также отдельных храмов. Анализируются изображения ансамблей Соловецкого, Троице-Сергиева, Новгородского Антониева и Тихвинского монастырей; жилых построек Тихвинского посада, Каргополя и Олонца; давно исчезнувших деревянных Александро-Ошевенского и Веркольского монастырей.Сборник дополнен списком работ автора, вышедших за последние восемь лет (2009–2017), который является продолжением библиографии, опубликованной отдельным изданием в 2009 г.



  • Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 3. Желаемое и действительное

    Искусствоведение
    Сборник посвящен исследованию духовной сущности архитектуры и градостроительства, выявлению и анализу архитектурных замыслов, идеалов, фантазий, утопий в их соотнесении с реальной действительностью, которая всегда неизбежно вносила в них свои конкретно-исторические ограничения. Рассматриваются характерные особенности творческого метода и мышления отечественных мастеров самых различных эпох - от древности до современности. Сборник включает редкие документальные и аналитические иллюстративные материалы.Предназначен для архитекторов, искусствоведов, культурологов и широкого круга заинтересованных читателей.

  • Символические образы. Очерки по искусству Возрождения

    Искусствоведение
    Эта книга известного английского историка искусства посвящена искусству итальянского Возрождения. В не рассматриваются особенности творчества выдающихся художников этой эпохи: Боттичелли, Рафаэля, Мантенья, Джулио Романо, Пьомбо и др. Автор показывает тесную связь художников Ренессанса и неоплатонической философии, ограниченность иконологического метода в интерпретации ренессансного искусства, сводящего его к сакральным схемам, раскрывает искусство Возрождения как сложный синтез античной чувственности и христианской духовности, трансформацию античных образов в горниле неоплатонической мысли. Книга рассчитана на тех, кто интересуется искусством итальянского Возрождения и его гуманистической философией.

  • История китайской акробатики

    Искусствоведение
    Мастерство китайских акробатов завораживает мир уже не первое десятилетие. Акробатика в Китае имеет долгую и насыщенную историю, тесно связанную с народной и официальной культурой Поднебесной. Как появилась акробатика, какие трюки умели выполнять древние циркачи, как связаны "борьба рогами" и легендарный китайский император - обо всем этом и многом другом вы узнаете из нашей книги.Издание предназначено для широкого круга читателей.

  • Высокое и низкое в художественной культуре. Том 3

    Искусствоведение, Философия
    Коллектив авторов анализирует преломления высокого и низкого в совре­менном искусстве, литературе, популярной культуре. В центре внимания оказываются не только фотография, серьезный авторский кинемато­граф и массовые кинохиты начала XXI столетия, новые формы телеви­дения - несколько статей посвящены интернет-реальности, се законам функционирования и тем новым формосодержательным пластам, кото­рые вливаются в наше культурное пространство вместе с компьютерны­ми виртуальными мирами. Особую актуальность обретает и классиче­ская музыка, чье существование в современном медийном пространстве рождает ряд парадоксов. Что происходит в начале нового тысячелетия с классическими этико-эстетическими ценностями - на этот вопрос ищут ответы исследователи.

  • Эволюция русского портрета от парсуны до модерна

    Искусствоведение
    В настоящей работе дан обзор истории и анализ эволюции русского портрета периода конца XVII - начала XX века.Значение познавательной линии в эволюции искусства автор подкрепляет многочисленными фактами, а также результатами сравнительного анализа развития портрета в искусстве России и Западной Европы.

  • Interdisciplinary Performance

    Искусствоведение
    Spanning a hundred years (1910 – 2010) and three geographical locations – Europe, Japan and North America – this unique book examines the capacity of performance to recode reality. It argues for a seamless continuity between philosophy, critical theory and artistic practice. Each chapter ends with scores, providing readers with the opportunity to explore the discussed ideas in an embodied, and, where applicable, interactional way.   The book's analysis of such landmark phenomena as the ready-made, action painting, intermedia, feminine writing, identity politics, cyborgian bio-art and ludic (h)activism make it an invaluable source for practical theorists, and undergraduate and Masters-level students of Performance Studies, Performing Arts, Fine and Visual Arts and Cultural Studies.

  • , ,

    Сто лет китайской драматургии. 1900-2000 года

    Искусствоведение
    "Сто лет истории китайского искусства: Сто лет истории китайской драматургии (1900-2000 гг.)" - это эпохальный труд, посвященный столетию китайской драматургии. В книге описан ход развития китайской драматургии, глубоко исследована глубинная взаимосвязь между столетием развития драматургии и изменениями в обществе, экономике, идеологии и культуре. Чтобы объективно и достоверно изложить историю искусства, авторы Цзоу Хун, Ван Цуйянь и Ли Мэн с помощью китайского искусства трактуют китайскую историю XX-го века, с помощью особенностей истории Китая ХХ-го века раскрывают отличительные черты, смысл и ценность искусства этого периода, и тем самым формируют базовую научную позицию книги "Сто лет истории китайского искусства: Сто лет истории китайской драматургии (1900-2000 гг.)".

  • Сто лет китайской музыки. 1900-2000 года

    Искусствоведение
    Это эпохальный труд, посвященный столетию китайской музыки. В книге описан ход развития китайской музыки, глубоко исследована взаимосвязь между столетием музыки и изменениями в обществе, экономике, идеологии и культуре.

  • Невозможное сообщество. Книга 2 / Impossible Community: Volume 2 (+ СD)

    Искусствоведение
    Исходно настоящий проект призван был быть персональной выставкой. Возникшая в Москве в конце 1990-х годов группа ESCAPE, получила приглашение ознаменовать десятилетие своей творческой деятельности монографическим показом в Московском музее современного искусства. После интенсивной дискуссии с приглашенным ею к сотрудничеству куратором Виктором Мизиано родилась идея - открыть эту выставку для других участников. Реляционное и диалогическое искусство художников ESCAPE предопределило, что юбилейная выставка для них - это не столько повод показать собственные произведения, сколько - вернуться к широкому обсуждению тем и проблем, занимавших их многие годы.Программа "искейпа" - ставка на "исход", родилась из сомнения в возможности реализоваться в рамках господствующей системы искусства, донести смыслы в рамках господствующих каналов репрезентации и коммуникации, обрести Другого в рамках господствующих социальных взаимодействий. Однако, что значит сегодня "исход"? Возможно ли создание иных альтернативных программ и социальных ниш? Возможно ли выстроить автономные зоны подлинной аутентичной коммуникации? Возможно ли ныне, в эпоху омассовленной коммуникации и потребления, вести разговор адресно, интимно и исповедально?Если же признать, что искусство обречено оставаться частью глобальной сети дистрибуции, "исход" может связываться со стратегией вируса, паразита, трикстера. Но можем ли мы  сохранить автономность послания, обживая чужие места, структуры и языки? Или же подлинное послание способно трансцендировать транслирующие его средства и структуры?А может проблема не столько в структурах и языках, а в самом слепом доверии к акту коммуникации? К его мотивации, функции и прагматике? Может истинное сообщение - это то, которое лишено адресата? Может истинное действие - это то, которое лишено рациональной мотивации и находит  в самом себе свои истинные основания?Наконец, не видя человеческих смыслов в господствующих социальных взаимодействиях, уверены ли мы, что сами способны создать связи и общности иного типа? Ведь столь часто попытки обрести Другого или построить сообщество оборачиваются нестерпимой мукой и кончаются неудачей. Может ничто нас не сплачивает столь безусловно, как общая неспособность быть друг-с-другом? Или может ностальгия по утраченной или никогда не имевшей места общности и есть наша единственная общая ценность?  Или, может быть, радикальный аутизм и есть подлинный способ открыться Другому? Хотелось бы только понять, способны ли мы на диалог с самими собой?  Все эти вопросы родились не сегодня, и не сегодня на них давали ответы. С ними вошли в искусству несколько поколений работающих ныне художников,  продолжающих искать ответы на те же вопросы. Проект этот не претендует на то, что бы сказать нечто новое и окончательное, хотя и нет у него аргументов  отговаривающих от подобных усилий. Не претендует проект и на то, что подводить итоги, хотя обобщение пройденного - неизменно залог движения к новому опыту. Скорее,  мы хотели бы поставить вопрос: можно ли вновь отвечать на эти вопросы? Можно ли вновь отвечать на вопросы, на которые уже отвечал многократно, так и не найдя окончательного ответа? Особенно если вопросы были заданы тобой самим…Параллельный текст на английском языке.

  • Барабанов Е. Метагеометрия художника Штейнберга

    Искусствоведение
    Книга Евгения Барабанова "Метагеометрия художника Штейнберга" является продолжением издательского проекта, приуроченного к юбилейной выставке Эдуарда Штейнберга в Московском музее современного искусства "Если в колодце живёт вода...".Барабанов подробно исследует переходы Эдика Штейнберга (как называли мастера его близкие друзья) от одного этапа творчества к другому, называя эти процессы "преобразованиями", "трансформацией". Его изыскания, безусловно, важны как для зрителей, которые только собираются открыть для себя новое имя, так и для профессионалов. Тщательный анализ, Барабанова даёт возможность изучить отправные точки, полюсы формирования пластического языка художника, платоновское и неоплатоническое наследие в геометрии Штейнберга, а также влияние на его работы живописного наследия Малевича и Кандинского. Не менее важна глава книги о труде зрителя, в которой искусствовед предупреждает о важности "видеть невидимое", готовности к парадоксам, отказам от прямолинейной логики привычного.

Фильтр