• , 2016

    Эстетика экранизации: утопия и антиутопия в книге и на экране. Материалы научно-практической конференции 9–10 апреля 2015 года

    Кино , Учащийся
    В сборнике представлены материалы VII общероссийской научной конференции по эстетике экранизации «Утопия и антиутопия в литературе и кино», которая проводилась кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа 9-10 апреля 2015 года.

  • , 2015

    Эстетика экранизации: кино в театре, театр в кино. Материалы научно-практической конференции 10–11 апреля 2014 года

    Кино , Учащийся
    Настоящий сборник составлен по материалам научно-практической конференции «Эстетика экранизации: кино в театре, театр в кино», которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа и кафедрой общей теории словесности филологического факультета МГУ и прошла во ВГИКе 10–11 апреля 2014 года. Это шестая организованная ВГИКом конференция, посвященная вопросам экранизации.

  • 2013

    Итальянская и испанская литературная классика на отечественном экране и русская на итальянском и испанском экранах. Материалы международной научной конференции 8–9 декабря 2011 года

    Кино , Учащийся
    Настоящий сборник составлен по материалам международной научной конференции «Итальянская и испанская литературная классика на отечественном экране и русская на итальянском и испанском экранах», которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИК и состоялась в университете кинематографии в декабре 2011 года, объявленного перекрестным годом России и Италия, России и Испании. Это четвёртая конференция, посвященная вопросу экранизации литературной классики.

  • , 2012

    Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском. Материалы научной конференции 9–10 декабря 2012 г.

    Кино , Учащийся
    Настоящий сборник составлен по материалам научной конференции «Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском», которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИК и состоялась в университете кинематографии в декабре 2010 года, объявленного годом России во Франции и Франции в России. Это третья проведённая ВГИК конференция, посвящённая вопросу экранизации классической литературы. Предыдущие – «Литература и зрелищные искусства. Слово и образ в художественной культуре» и «Мировая литературная классика на отечественном экране» – прошли в 2009 и 2010 годах.

  • , 2012

    Немецкая литературная классика на русском экране и русская на немецком. Материалы научной конференции 6–7 декабря 2012 года

    Кино , Учащийся
    Настоящий сборник составлен по материалам международной научной конференции «Немецкая литературная классика на русском экране и русская на немецком», которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа и состоялась в университете кинематографии в декабре 2012 года, объявленного перекрестным годом России в Германии и Германии в России. Это пятая конференция цикла, посвященного проблемам экранизации литературной классики, который проходит во ВГИКе.

  • Каллиопа, или О творчестве

    Культурология
    В книге рассматривается соотношение биографии художника и его творчества как символического аналога человеческого существования. Черпая материал из своей жизни, художник создает произведение, выходящее за пределы личного опыта, и оно оказывается больше жизни, больше материала, которым пользовался творец. Каждодневная жизнь (как правило, она является объектом биографии) всегда меньше того, что возникает в результате творчества, когда художник "проживает" прожитые до него жизни. Это объясняется особенностями воображения: оно коренится в неизвестных самому создателю слоях памяти, доставшейся по наследству от череды его генетических предков. В минуты творческого подъема (вдохновения) это наследство, независимо от воли художника, "вспоминается". Автор полагает, для того чтобы понять художественное произведение (литературное, музыкальное, изобразительное), надлежит изучать творчество, а не биографию. Свое исследование он осуществляет на примерах русской, западноевропейской и всемирной художественной практики, с использованием данных лингвистики, биологии, аналитической психологии.

  • Очерк теории прозы

    Литературоведение. Фольклор
    На примере русской словесности XVIII-XXI вв. рассматриваются законы литературного развития. К их числу отнесено чередование эпох стиха и прозы, повторяющееся в среднем каждые 60-80 лет. Это позволяет с максимальной объективностью - насколько та возможна при анализе всех разновидностей художественного творчества - оценить/объяснить положение литературы в любой момент ее движения, исходя из ее собственных законов и не обращаясь для этого к социальным, экономическим, политическим и прочим условиям: они теряют значение, когда речь заходит о литературном тексте.

  • Философия русской драмы. Мир Островского

    Литературоведение. Фольклор
    Первое в нашем литературоведении исследование философии русской драмы - представлений о человеке и смысле его существования. А.Н.Островский наиболее полно выразил и положение человека в отечественной жизни, и его судьбу, вне зависимости от национальной принадлежности. Поэтому творчество русского автора, оставаясь глубоко национальным, имеет общечеловеческое, общекультурное содержание и обнаруживает те духовные задачи, которые стоят перед современниками в России: из архаической эпохи, никогда не считавшейся с индивидуальным бытием, шагнуть в новую, где большинство проблем можно решить личными усилиями. Первым на русской сцене Островский выразил эту духовную задачу как основную для русского театрального героя, и коль скоро она остается нерешенной и поныне, творчество драматурга сохраняет актуальный смысл.

  • Санскрит во льдах, или Возвращение из Офира

    Философия , История науки
    В качестве литературного жанра утопия существует едва ли не столько же, сколько сама история. Поэтому, оставаясь специфическим жанром художественного творчества, она вместе с тем выражает устойчивые представления сознания. В книге литературная утопия рассматривается как явление отечественной беллетристики. Художественная топология позволяет проникнуть в те слои представления человека о мире, которые непроницаемы для иных аналитических средств. Основной предмет анализа - изображение русской литературой несуществующего места, утопоса, проблема бытия рассматривается словно "с изнанки". Автор исследует некоторые черты национального воображения, сопоставляя с аналогичными чертами западноевропейских и восточных (например, арабских, китайских) утопий.

  • Эдип и Фауст. К теории культуры

    Культурология
    Название "Эдип и Фауст" подсказано "Закатом Европы" О.Шпенглера, который рассматривал европейскую ("фаустовскую", по его определению) культуру исчерпавшей себя, как некогда исчерпала себя культура античная, "эдиповская" ("аполлоническая"). Автор считает, что между Эдипом и Фаустом не только нет непереходимой грани, как полагал немецкий мыслитель, но Фауст был бы невозможен без Эдипа, и родство этих фигур объясняет содержание, задачи и современной культуры, и культуры как таковой. Ей перестали соответствовать долговременно бытовавшие противопоставления "Запад-Восток", "Север-Юг". Это всего лишь стилистические различия, ибо смысл культуры всюду один - индивидуализация, развитие каждым человеком особенностей собственной натуры. Автор полагает, что цивилизация (уровень техники, бытовые удобства, общественные и политические учреждения) - одна из сторон культуры, и нет повода их разделять.Книга предназначена всем любознательным читателям, но в первую очередь культурологам и педагогам.

  • Вершины русской драмы

    Литературоведение. Фольклор
    Показать национальное, жанровое своеобразие русской драмы, ее вклад в мировое эстетическое развитие - такова цель первой книги из новой серии "Классики жанра", выпускаемой издательством МГУ. Отличие отечественной драмы от зарубежных образцов автор связывает с особыми представлениями о судьбе и назначении человека, его месте в истории. Для филологов, культурологов, философов, преподавателей вузов и средних школ, студентов, любознательных школьников и тех, кого интересует литература и духовная история России.

  • Вся Россия - наш сад

    Литературоведение. Фольклор
    Герои разных произведений, созданных в течение XVIII-XXI вв., представлены в книге героями одного, именуемого "русская литература". Впервые подобное чтение предпринято мною в работе "Вершины русской драмы". МГУ, 2002. Теперь я применяю его не только к драме, но к прозе и лирике. Такой метод позволяет обнаружить в разных произведениях нечто общее (не предусмотренное каждым автором) и устойчивое (не зависимое от конкретных исторических обстоятельств). Отсюда следует, почему наша литература стала (и по сей день остается) явлением общеевропейской и мировой культуры: изображая русского человека с полнотой, не потерявшей содержания до сих пор, она представила и полноту человеческого как такового, не зависящего от национальной принадлежности и в такой степени не получившего выражения в национальных литературах Западной Европы - английской, итальянской, немецкой, французской. Их опыт использован в монографии, чтобы в сравнении с ним найти аргументы, свидетельствующие о своеобразии русской литературы. Книга предназначена для всех читателей.