• Журнал "Театр", № 33, 2018

    Театр и сценическое искусство , Периодические издания
    Вашему вниманию предлагается очередной номер журнала «Театр».В номере: Игорь Терентьев, Григорий Залкинд, Евгений Харитонов, Борис Понизовский, Вячеслав Колейчук, Евгений Шифферс, Алексей Хвостенко, Жак, “Коллективные действия”, Трансфуристы и другие.


  • Андрей Белый и Густав Шпет. Два взгляда на театральное творчество

    Театр и сценическое искусство , Философия
    В книге впервые представлен краткий анализ взглядов на театральное творчество писателя Андрея Белого и философа Густава Шпета. Сопоставлены их взгляды на значимость театрального искусства, отношение к натурализму и условности, специфика осмысления сложнейших проблем слова, обращено внимание на наброски проектов программ обучения актерскому мастерству. Речь идет также о переписке Белого и Шпета и о пьесе В. Аристова «Театр одного философа», в центре которой образ Густава Шпета.Работа предназначена для деятелей театра и театроведения, специалистов по культурологии и эстетике, студентов творческих вузов и всех интересующихся проблемами искусства, его теорией и историей.

  • Русская классика по системе Марка Розовского

    Театр и сценическое искусство
    Московский театр "У Никитских ворот" в марте 2018 года отмечает тридцатипятилетие. В своей книге Ольга Русецкая пытается раскрыть секрет такого долгого успеха и зрительской любви, сосредотачивая внимание на создателе театра, его бессменном художественном руководителе Марке Григорьевиче Розовском. Именно благодаря его творческому и организационному гению, уверена автор, театр "У Никитских ворот" много лет остается одним из ведущих драматических театров Москвы. Каждое эссе - приглашение на спектакль, признание в любви и восхищение таинством театрального представления. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями из архива театра.

  • Русское актерское искусство XX века

    Искусствоведение , Театр и сценическое искусство
    Настоящая книга - результат многолетнего коллективного труда сектора театра РИИИ. В основу легли четыре выпуска "Русского актерского искусства XX века" (Вып.1, 1992; Вып.2-3, 2002; Вып.4, 2013), где творчество актера рассматривается как часть театральной системы в его связи с режиссерским методом, историческим движением общественной жизни и сценической эстетикой в целом.

  • Очерки по истории западноевропейского театра

    Театр и сценическое искусство
    В последней работе историка литературы и критика П.С.Когана приведены краткие очерки по истории театра в Западной Европе. Несмотря на некоторые пробелы с точки зрения современного научного театроведения, книга представляет большую ценность и отвечает потребностям как учебный материал.

  • Код Любимова (высказывания)

    Театр и сценическое искусство , Биографии и мемуары
    Сборник высказываний Юрия Петровича Любимова, которые наиболее полно представляют его отношение к режиссуре и искусству, точных, подчас крылатых фраз, острого юмора, а также любопытных историй его длинного и яркого жизненного пути. В книге использованы фотографии Дмитрия Дубинского, сделанные в театре им. Е.Вахтангова в 2012 году во время репетиции спектакля "Бесы".

  • Великий лицедей, или Обманщик. Эволюция фарса в высоких комедиях Мольера

    Театр и сценическое искусство , Литературоведение. Фольклор
    В высоких комедиях Мольера сложилась "матрица" комедийного жанра. Великий лицедей, используя опыт фарса и приемы театральной импровизации итальянских актеров, писал не пьесы, а сочинял спектакли, закрепленные на бумаге. Формированию сценического языка высокой комедии и посвящена эта книга. В ней представлена пёстрая мозаика театральной жизни, предшествующей театру Мольера. Книга адресована всем людям театра, актерам и режиссерам, художникам и театроведам, а также зрителям, без которых театр невозможен.

  • Драма памяти. Очерки истории российской

    Театр и сценическое искусство , Литературоведение. Фольклор
    В монографии предпринята попытка представить картину советской послевоенной и постсоветской драматургии с 1950-х годов до наших дней, от В. Розова до И. Васьковской. У автора две задачи: взглянуть на развитие советской драматургии с точки зрения человека начала XXI века, когда канон советского театра более не властен над нынешней театральной реальностью, и поддержать идею непрерывности развития современной пьесы в России. Исследователь опровергает мнение о пропасти между поколениями и подчеркивает, что художественные и нравственные искания авторов советского периода не прерваны, а находят продолжение в драматургии новейшего времени. Книга представляет имена не только известных (А. Арбузов, А. Вампилов, Л. Петрушевская, В. Ерофеев, Н. Коляда, Е. Гришковец, В. Сигарев и другие, но и почти забытых авторов. Некоторые главы посвящены отдельным явлениям - производственной пьесе, "усадебной драматургии", "новой драме", документальному театру и т.д. П. Руднев - театральный критик, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам. Автор монографии "Театральные взгляды Василия Розанова" (2003).Книга подготовлена при содействии Фестиваля "Золотая Маска".

  • Театр. Актрисы XVIII века, 1911 год

    Театр и сценическое искусство , Биографии и мемуары
    Париж, 1911 год. Типография H. Piazza. Книга на французском языке. Книга в прекрасном состоянии, в цельнокожаном переплете, золотое тиснение, верхний золотой обрез. Всего 300 экземпляров, 25 из них на японской бумаге, 275 на голландской. Автор Тристан Клингзор (настоящее имя — Лион Леклер) (8 августа 1874, Лашапель-о-По - август 1966, Париж) французский поэт, композитор, критик, живописец. Наибольшую известность Клингзору принёс творческий союз со знаменитым французским композитором-новатором Морисом Равелем. Псевдоним Клингзора составлен из имён двух героев опер Вагнера, которые во многом определили эстетику стихотворений поэта. Основным критерием при выборе псевдонима послужила его звучность и красота, к тому же, поэтов и литераторов по фамилии Леклер в Париже было весьма много и Клингзор мог затеряться на их фоне. Начиная с классического одиннадцатисложника, Клингзор со временем переключился на форму верлибра, став одним из первых французских поэтов, активно разрабатывавших этот вид стиха. Стихи Клингзора крайне музыкальны (возможно, в связи с основательным увлечением автора музыкой) и посему стали подходящей основой для создания музыкальных произведений. Композиции на стихи Клингзора были созданы Шарлем Кёкленом и Жоржем Ю, однако наиболее знаменитые музыкальные произведения, написанные на стихотворения поэта, принадлежат Морису Равелю, с которым Клингзор находился в давних дружеских отношениях. Главным из них, безусловно, является цикл песен «Шахерезада». Сам Клингзор также писал музыку, известны его сочинения для фортепиано и песни, во многом перекликающиеся с соответствующими произведениям Равеля. Вместе поэт и композитор входили в авангардную парижскую формацию композиторов под названием «Апаши» (Les Apaches), которая объединила многих талантливых музыкантов и близких к музыке людей искусства. В числе членов «Апашей» был и великий русский композитор Игорь Стравинский. Отметился Клингзор и в живописи. Вдохновлённые всё той же эстетикой, его картины во многом повторяли избранные фрагменты из его же стихотворений. Критики часто отмечали схожесть работ Клингзора во всех направлениях искусства. Гийом Аполлинер дважды рецензировал живопись Клингзора. В первый раз рецензия знаменитейшего поэта и знатока искусства была весьма резкой, во второй же раз тон критики смягчился, хотя Аполлинер отметил, что дарование Клингзора как поэта несравненно больше его же таланта живописца. Несмотря на это, картины Клингзора были замечены публикой и выставлялись в Осеннем салоне, а в 1952 году творец получил художественную премию Пюви де Шаван. Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

  • Из истории театра и драмы

    Театр и сценическое искусство
    Прижизненное издание.Петербург, 1923 год. Academia.Издательская обложка. Сохранность удовлетворительная.Гвоздев Алексей Александрович (1887-1939) - советский театровед, литературовед, критик и педагог."В настоящий сборник включены статьи, возникшие частью из научных докладов, читанных в заседаниях Росс. Института Истории Искусств, частью в связи с журнальной работой в периодических изданиях."А.ГвоздевКнига А.Гвоздева содержит статьи по истории театра и драмы. Представлен краткий очерк истории сказочного театра, исследуются приемы инсценирования сказочных сюжетов итальянским драматургом К.Гоцци. Описывается возникновение французской комической оперы. Несколько статей в книге посвящены германской науке о театре. Автор анализирует труд известного немецкого историка театра М.Германа "Исследования по истории немецкого театра Средних веков и эпохи Возрождения"; исследует жизненный путь реформатора немецкой сцены Ф.Шредера; рассматривает драматическую поэзию Германии конца XIX - начала XX века. В статье "Трагедия героической борьбы" анализируется изображение народной борьбы в драматических произведениях М.Сервантеса, Г.Клейста и А.Мицкевича. В работе "Комедия Шекспира на сцене Запада" автор дает оценку постановки шекспировских пьес английскими и немецкими режиссерами.Книга будет интересна историкам театра, театральным критикам, литературоведам, культурологам, актерам и режиссерам, студентам театральных вузов, а также всем любителям театра.

  • Литературные воспоминания. Театральные портреты. Листья с дерева

    Театр и сценическое искусство , Биографии и мемуары
    Книга "Литературные воспоминания" Александра Рафаиловича Кугеля (1864-1928), советского театрального критика, представляет собой жизнеописание автора, в котором рассказывается про первый период его жизни и творчества. В книге собраны статьи, которые в разное время выходили в журнале "Былое". "Театральные портреты" включает в себя сборник историй о великих актерах XIX - начала XX вв. Кугель писал о своих современниках, о тех актерах, которые отличались творческой индивидуальностью. Среди них П.С. Мочалов, В.Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, К.А. Варламов, А. Вяльцева, М.В. Дальский и др.Книга адресована студентам театральных направлений, педагогам, театроведам и просто интересующимся театром.

  • Культура Zero. Очерки русской жизни

    Театр и сценическое искусство , Публицистика
    Предыдущая книга известного критика и историка театра Марины Давыдовой "Конец театральной эпохи" вышла в середине нулевых. Нынешняя - "Культура Zero" - охватывает время с середины нулевых до наших дней. Это продолжение разговора, начатого в первой книге, но разговор теперь идет не только о театре. В "Культуре Zero" можно найти и публицистику, и бытописательские очерки, и литературные эссе, и актерские портреты, и рецензии на спектакли самых важных режиссеров европейского театра от Кристофера Марталера до Яна Фабра, и разговор о главных героях отечественной сцены и разговор о главных героях отечественной сцены - К. Богомолове, Д. Волкострелове, К. Серебренникове, Б. Юхананове... Несмотря на жанровый разброс тексты смонтированы так, что в них проступают общие векторы и общие темы времени. Автор словно бы настаивает: нынешнее пространство уже не разграничено жесткими перегородками - вот тут театр, а тут современное искусство, вот тут эстетика, а тут политика, вот тут искусство, а тут жизнь. По сути, читателям предложен новый тип театроведения, где театр - лишь отправная точка для размышлений на самые разные темы, магический кристалл, позволяющий лучше разглядеть калейдоскоп эпохи.

  • Статьи о театре

    Театр и сценическое искусство
    Книга вводит в научный обиход труды А.Я.Левинсона о театре, за редким исключением неизвестные российской аудитории. Они размещены в двух разделах: изданные в Петербурге — Петрограде (1913-1921) и в Париже (1923-1930). Предисловие посвящено творческой биографии искусствоведа-универсала. В Приложении представлены некрологи, написанные Г.Буасси, С.Лифарем и В.Я.Светловым. В Комментариях каждая статья разъясняется и осваивается как в историческом, так и в теоретическом аспекте (с привлечением зарубежных материалов). Читая Левинсона, мы видим театр всепроникающими глазами человека, которому присущи подлинное чувство историзма, свобода и глубина насыщенным смыслом письма. Благодаря верности уникальному всеохватному видению театра ученому и рецензенту самых разных спектаклей удается определить и систематизировать до сих пор расплывчатые театральные понятия. Он осмысляет становление отечественной режиссуры — выявляет суть открытий и промахов К.С. Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я.Таирова, Е.Б.Вахтангова, А.М.Грановского. В эмиграции отзывается на парижские гастроли Московского Камерного театра (1923-1930), студии Габима (1926), ГОСЕТа (1928), Театра им. Евг. Вахтангова (1928), Кабуки (1930) и дает понять, что ценили за рубежом в "новом русском театре" и сколь сильно влиял наш театр на развитие мировой сцены. Вышедшие в Париже статьи (кроме двух) и некрологи публикуются на русском языке впервые. Тексты сопровождаются многочисленными иллюстрациями. Книга Левинсона предназначена всем, кто имеет отношение к сценическому искусству и кто сохранил интерес к театру.

  • Куклы. Маски. Метаморфозы

    Театр и сценическое искусство
    В представленном сборнике впервые в России собраны труды всемирно известного польского культуролога, педагога, ученого-энциклопедиста, историка и теоретика театра профессора Хенрика Юрковского.В его исследовательском багаже — десятки книг, критических статей и эссе о фигуративном и кукольном театре Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, фольклоре, семиотике, эстетике, иконографии, изобразительном искусстве. В своих научных трудах Хенрик Юрковский доказал не только неразрывную связь и взаимовлияние искусства театра кукол с драматическим театром, но и проследил перспективу развития этих двух театральных потоков на примере идей и практический действий таких выдающихся реформаторов сцены, как Гордон Крэг, Тадеуш Кантор, Ежи Гротовского, Ричарда Шехнера и Роберта Уилсона.

  • Дневники директора императорских театров. 1913-1917. Санкт-Петербург

    Театр и сценическое искусство , Биографии и мемуары
    Настоящий том завершает публикацию Дневников директора Императорских театров В.А.Теляковского, начатую в 1998 году. Предыдущие пять томов охватывали период с 1898 по 1913 год, заключительный — с 1913 по 1917-й. Хронология этого тома определяет его содержание и интонацию. Трагические события Первой мировой войны и революции, преломляющиеся через призму жизни Императорских театров, отчаянные усилия директора удержать в руках ход театрального дела, перипетии личной судьбы Теляковского, драматический финал его девятнадцатилетней службы в театральном ведомстве, его наблюдения, размышления о происходящем — такова картина, развертывающаяся перед читателями этого уникального историко-театрального документа. Рукописные тетради дневников Теляковского пережили немало перипетий. Непростая история их высвобождения из сейфа Сохранной казны во всех подробностях встает из переписки Теляковского с А.И.Южиным, которая публикуется в Приложении к данному тому.

  • Почтеннейшая публика, или Зритель как актер

    Театр и сценическое искусство
    Обращаясь к истории театрального искусства, автор книги исследует различные типы театральной коммуникации, возникавшие между сценой и зрительным залом, от античности до наших дней. Герой этой книги - зритель как актер, в одних случаях подыгрывающий настоящим исполнителям, в других - становящийся протогонистом драмы, сценического действа, театрального романа.

  • Школа актерской индивидуальности Н. В. Демидова. Демидовские этюды

    Театр и сценическое искусство
    Книга посвящена театральному педагогу, ученику и соратнику К.С.Станиславского Николаю Васильевичу Демидову. Описан метод воспитания актера, позволяющий максимально развить творческие способности и при этом выявить и сохранить индивидуальность артиста. Современники называли методику Демидова "Школой актерской гениальности".

  • Народные театральные формы Арабского Востока. Феномен тазие

    Театр и сценическое искусство
    Монография "Народные театральные формы Арабского Востока. Феномен та'зие" посвящена исследованию особенностей повествовательного жанра, теневого и кукольного театра, бродячих актеров и мистериального театра. Структура монографии включает в себя несколько глав, каждая из которых написана как самостоятельный исторический очерк, и в то же время все главы имеют общий историко-художественный контекст.

  • Век нынешний - минувшие века. В 2 томах. Том 1

    Театр и сценическое искусство
    Избранные работы известного театроведа, историка театра, литературоведа и исследователя религии Бориса Николаевича Любимова посвящены широкому спектру культурно-философских, эстетических, нравственных проблем российского театра, драматургии, истории и литературы и шире - всего общества в целом.

Фильтр