• Эстетика циркового наива

    Цирковое искусство
    Монография кандидата философских наук, заслуженного работника культуры РФ, В.А.Баринова посвящена малоизученной проблеме обеспечения выразительности циркового искусства эстетическими формами, основанными на наивности восприятия и воспроизводства фактов окружающей реальности. Автор много и плодотворно работает над проблемами циркового искусства в аспекте теоретических обоснований событий, происходящих в цирке, формирующие образный мир цирка, во главе которого находится трюк. Изыскания приобретают актуальность и определенный интерес, когда формируются процессы в своем осмысленном, философском, эстетическом и психологическом измерении. Факты, изложенные в книге, охватывают интересы не только циркового искусства, но и смежных с ним видов искусства - балет, музыку, живопись и др. Настоящая работа является очередным шагом в познании природы цирка, его особенностей и художественной привлекательности. Книга рассчитана для преподавателей и студентов творческих вузов, философов, эстетиков, психологов и самого широкого круга читателей, интересующихся цирком.

  • Цирк зажигает огни

    Цирковое искусство
    Подобный сборник выходит впервые. Он состоит из двух больших разделов: "Русские писатели о цирке и цирковом искусстве" и "Когда артист берется за перо". Хронологически произведения охватывают примерно полтора века истории русского цирка, что совпадает с юбилеями первых русских стационарных цирков.

  • История китайской акробатики

    Искусствоведение , Цирковое искусство
    Мастерство китайских акробатов завораживает мир уже не первое десятилетие. Акробатика в Китае имеет долгую и насыщенную историю, тесно связанную с народной и официальной культурой Поднебесной. Как появилась акробатика, какие трюки умели выполнять древние циркачи, как связаны "борьба рогами" и легендарный китайский император - обо всем этом и многом другом вы узнаете из нашей книги.Издание предназначено для широкого круга читателей.

  • ,

    Игра в цирк / Playing the Circus

    Альбомы по искусству. Фотоальбомы , Цирковое искусство
    Научно-исследовательское издание, приуроченное к выставке "Игра в цирк", включает полный альбом произведений российских художников XX - начала XXI века, вошедших в экспозицию. Кроме того, издание содержит обзорные статьи, широко охватившие проблему интерпретации цирковых образов и приемов в современном изобразительном искусстве.В каталог вошли около двухсот произведений более чем из тридцати частных и государственных собраний - таких авторов, как Александр Родченко, Марк Шагал, Александр Тышлер, Александр Тихомиров, Наталья Нестерова, Олег Кулик, группы "Митьки", "Синие носы" и многие другие.

  • Цирк как судьба

    Цирковое искусство
    Книга "Алексей Сонин. Цирк как судьба" посвящена памяти А.А.Сонина, который с 1968 года по 2008 являлся главным режиссером Ленинградского-Санкт-Петербургского государственного цирка (Цирка Чинизелли).Работа режиссера в цирке имеет свою специфику. Если в театре режиссер сотрудничает с постоянной труппой актеров, то в цирке режиссер каждую следующую программу вынужден строить из отдельных номеров. Их нужно объединить в органичное представление. От режиссера требуется высокий профессионализм, особое чувство времени, умение работать с цирковыми артистами как с драматическими и еще множество замечательных свойств, которыми в высшей мере обладал Алексей Сонин. Он осуществил около двухсот оригинальных авторских постановок, многие из которых были отмечены призами на Всесоюзных и международных конкурсах циркового искусства, получали высокую оценку прессы. Он воспитал талантливых учеников. Сохранил жанровое своеобразие петербургского цирка, привив любовь к нему нескольких поколений зрителей.

  • Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка

    Цирковое искусство
    Китайские цирковые артисты издавна гастролировали в России, и публика всегда с большим интересом воспринимала номера экзотических виртуозов с Востока. Однако историки российского цирка мало уделяли внимания мастерам из Поднебесной, акцентируя свои исследования, как правило, на достижениях русских и европейских умельцев. Становление и развитие циркового искусства в России и в Китае рассматривалось раздельно. В данной работе предлагается иная точка зрения. В ней исследуется многовековое взаимовлияние китайского и русского цирка. Изучается история древнейшего циркового искусства, а также цирковое искусство современности. Работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся искусством и его историей.

  • Цирк в Санкт-Петербурге первой половины XIX века

    Цирковое искусство , История
    Цирк в Петербурге первой половины XIX века никогда не был предметом специального научного изучения, тем более в историческом многообразии его форм и эволюционном движении его эстетики. Скрупулезно реконструируя и анализируя этапы становления и формирования циркового представления в Северной столице, автор выявляет тесную взаимосвязь этих процессов с общим развитием зрелищной петербургской культуры, их специфику, выстраивает своего рода типологическую модель формирования циркового искусства за пределами западноевропейских стационаров.

  • Театрализация цирка

    Цирковое искусство
    В настоящей книге впервые исследуется проблема "театрализации цирка" от истоков театрального и циркового искусства до настоящего времени. Ранее считалось, что идея театрализации цирка возникла лишь в 20-е годы ХХ в. и принадлежала реформаторам театра. В данной работе предлагается принципиально новая точка зрения. Автор доказывает, что на протяжении тысячелетий театральное и цирковое искусство находились в состоянии взаимообогащения, сцена и арена дополняли друг друга, театрально-цирковые труппы находились под одной крышей, цирковые произведения буквально напитывались театральными мотивами и приемами игры. В книге впервые реконструируются спектакли "Царь Эдип" Софокла и "Макбет" Шекспира, поставленные в Петрограде в 1918 г., а также дается подробное описание спектакля "Мистерия-буфф" В.Маяковского, постановка которого была осуществлена в Москве в 1921 г. В работе особо подчеркивается, что, несмотря на ряд неудач в 20-30-е гг. ХХ в. - чрезмерную политизацию и примитивную агитационность, иллюстративность постановок, - процесс театрализации цирка не прекратился. К тому же в конце ХХ в. за рубежом стали возрождаться драматические пантомимы и феерии, которые демонстрировались в цирках и на сценических площадках. Более того, ныне создаются "театры-цирки", где театральная драматургия решается цирковыми выразительными средствами. Автор описывает и анализирует спектакли "театров-цирков", показанные в Москве в 2009 г. на Чеховском театральном фестивале: "Туман" автора и режиссера Д.Финци Паски, семейные "театры-цирки" В.Чаплин и Ж.-Б.Тьере. Книга рекомендуется как специалистам - исследователям современного искусства, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.

  • Верхом. Альбом авторских литографий

    Альбомы по искусству. Фотоальбомы , Цирковое искусство
    Библиографическая редкость. Прижизненное издание. Ленинград, 1928 год. Государственное издательство. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Малоизвестный и впечатляющий альбом восьми автолитографий на тему циркового искусства работы прекрасного советского иллюстратора Владимира Лебедева. Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967) - народный художник РСФСР, Член-корреспондент Академии Художеств СССР. График. Один из основоположников отечественной книжной иллюстрации. Рисовал для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1911-1917). Был одним из организаторов агитационных «Окон РОСТА» в Ленинграде (1920-1921). Профессор петроградских ГСХМ (1918-1921). Примыкал к авангардистскому «Объединению новых течений в искусстве» (1922-1923) под председательством В. Е. Татлина; испытал большое влияние последнего. Позднее был членом общества «Четыре искусства». Создал особый тип книжной иллюстрации, объединяющей традиции книжной графики «Мира искусства» и футуристов. В 1920-е гг. создавал сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Результатом каждодневной работы с натурой стали серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и многочисленные наброски обнаженных натурщиц. Его рисунки к "Слоненку" Р. Киплинга, произведениям С. Я. Маршака "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все - 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" открыли новую эру в детской иллюстрированной книге. В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей (1924-1933). Произведения В. В. Лебедева хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях.

  • Искусство цирка в России. От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных

    Цирковое искусство
    В настоящей монографии исследуется история российского цирка от истоков до начала XX века. Показано, что истоки циркового искусства берут начало в языческих обрядовых, магических, ритуальных действах, гадательных практиках, древних смеховых традициях, а с наступлением господства христианской религии на Руси продолжают свое развитие в виде игр, веселых забав, содействуя зарождению цирковых жанров. Рассматриваются факторы, способствовавшие популяризации и распространению циркового искусства в России, - гастроли иностранных театрально-цирковых трупп, начавшиеся в XVIII в., внимание монарших особ и русских масонов к цирковому творчеству зарубежных мастеров, строительство летних и зимних стационарных цирков, открытие Императорского цирка в Санкт-Петербурге и циркового класса в Императорском театральном училище. Описывается вклад русских предпринимателей - М.Загоскина, В.Новосильцева, братьев Никитиных, П.Крутикова, М.Бекетова и других - в развитие циркового дела в России. Монография рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей искусства и культурологией.

  • Мои питомцы

    Биографии и мемуары , Биология , Цирковое искусство
    В книгу вошли записки известного советского дрессировщика Бориса Эдера, имя которого записано в летопись циркового искусства. Много лет он выступал на манеже, сначала как гимнаст и акробат, а потом как укротитель хищников. В 1932 году в рекордно короткий срок он принял группу львов, приобретенных у немецкого укротителя Карла Зембаха. Эдер стал признанным главой школы советских укротителей. Среди его учеников Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Своими мыслями о профессии дрессировщика Б.Эдер поделился в книге "Мои питомцы".

  • Трюк в цирке

    Цирковое искусство
    В монографии трюк представлен как основное выразительное средство циркового искусства с позиции семиотики и раскрывает значение трюка в подаче смыслового материала циркового номера. Это дает возможность посмотреть на цирковое искусство с точки зрения его медийности, с точки зрения вербального и невербального, составляющих особый язык циркового искусства, что позволяет по-новому взглянуть на мир цирковых образов, цирковой драматургии и цирка в целом. В книге впервые рассматриваются возможности понимания циркового искусства через его специфический язык-трюк и благодаря выстраиванию диалога артист-зритель, что намного обогащает цирковое искусство с позиции коммуникабельности и возможности проникновения в образную структуру своеобразного и уникального вида искусства, которым является цирк. Издание предназначено для широкого круга читателей.

  • Искусство клоунады в СССР

    Цирковое искусство
    Слава о мастерах советского цирка в ХХ веке гремела на весь мир, однако беспрецедентной популярностью и любовью у зрителей пользовались клоуны - поэтому именно их искусству посвящена настоящая монография. Автор книги Сергей Макаров - теоретик и практик цирка, лично знавший многих легендарных комиков. В книге прослеживаются процессы становления и развития советской клоунады - рождение комического героя нового типа, формирование эстетических принципов комедийного искусства советского цирка; дается подробная характеристика клоунских масок, анализируется репертуар ведущих мастеров манежа. Живо и ярко рассказывается о творческих поисках, веселых и остроумных комедийных номерах, смешных репризах, забавных сценках отечественных комиков, таких как Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Акрам Юсупов, Борис Вяткин, Константин Берман, Леонид Енгибаров, клоун Май, Андрей Николаев и другие. Для студентов и преподавателей училищ циркового и эстрадного искусства и отделений режиссуры цирка театральных институтов, а также всех почитателей циркового искусства и просто любителей и знатоков хорошего юмора.

  • Цирк в эмоциях

    Цирковое искусство
    Монография осуществлена на основе диссертации кандидата философских наук "Эстетические эмоции в художественно-образной структуре циркового искусства". Настоящее издание рекомендовано педагогам и студентам творческих вузов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами циркового искусства.

  • Вольтижная акробатика

    Цирковое искусство
    Вольтижная акробатика — разновидность жанра акробатики, возникшая в первой половине XX в. и основанная на подбрасывании верхнего партнера нижним или перебрасывании руками верхнего от одного нижнего к другому. Это сложный вид циркового искусства, требующий не только специальной технической, но и хорошей акробатической и физической подготовки. С повышением мастерства акробатов постоянно возрастает сложность упражнений, что требует совершенствования методики тренировки, познания особенностей в овладении техникой исполнения простых и сложных упражнений. Главная задача настоящей книги, автор которой берет на вооружение весь ценный опыт и знания в данном жанре, — повысить эффективность методов обучения и воспитания артиста цирка, найти более рациональные пути освоения и совершенствования движений в вольтижной акробатике. Книга позволит вооружить учебные цирковые заведения, самодеятельные цирковые коллективы и российский цирк совершенной методикой обучения в данном жанре акробатики.

  • Путь клоуна. История смехотерапии

    Цирковое искусство
    Новая профессиональная фигура "Больничного Клоуна", (называемого иногда клоун-доктор), разработанная Итальянской организацией "Соккорсо Клоун", гармонично сочетает в себе специфическое мастерство артиста цирка с подлинным актерским мастерством. Так родилась и новая форма театрального действа, призванная реализоваться в обстановке больницы и других социальных учреждений, где люди могут быть подвержены изоляции, одиночеству и стрессу, связанными с состоянием здоровья или специфически трудными условиями жизни. Обучение новой профессии проходит через три фазы - от актера, к актеру-клоуну и от актера клоуна, к специализации неотложки-клоуна. Артисты Соккорсо Клоун - не любители, но подлинные профессионалы, прошедшие специальное обучение по уникальному методу художественного руководителя организации, Владимира Ольшанского. В книге даны упражнения и описан процесс обучения новой профессии "больничный клоун".

  • Дрессировка животных

    Цирковое искусство , Биология
    Прижизненное издание. Москва, 1924 год. Универсальное издательство. Богато иллюстрированное издание. Владельческий переплет с наклеенной оригинальной обложкой. Сохранность хорошая. Обширная работа дрессировщика В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подробным наблюдениям за повседневным поведением разнообразных животных, с которыми В. Л. Дуров был в тесном общении в течение долгих лет своей работы над ними, а также материал по технике дрессировки. Вторая группа материала, собранного в этой книге, представляет собою описание некоторых наиболее выдающихся эпизодов из цирковой деятельности выдрессированных В. Л. Дуровым животных. Третья часть материала представляет собою теоретические толкования автором сообщенных фактов в связи с существующими зоопсихологическими теориями. Своеобразные толкования поведения животных В. Л. Дуровым; имеют несомненный интерес для зоопсихологии. Настоящая книга является ценным вкладом в зоопсихологическую литературу и сделала общим достоянием и предметом научной критики результаты многолетней оригинальной работы В. Д. Дурова, зоопсихологическая сторона которой была до сего времени известна только тесному кружку специалистов.

  • Цирк на цветном

    Цирковое искусство , Биографии и мемуары , Театр и сценическое искусство
    Еще никто, наверное, так ярко, увлекательно и весело не написал о цирке, как Юрий Никулин. В этой книге, несомненно, первое слово ему. Читая страницы «Почти серьезно…», мы слышим его незабываемый голос, видим знакомую улыбку, смеемся над его клоунадами и репризами. Он и сегодня среди нас, всегда рядом, в своем цирке на Цветном бульваре. При слове «цирк» замирает сердце в предвкушении настоящего волшебства и чуда, которые произойдут у вас на глазах. Каждая программа уникальна, она создается лишь на один сезон. Уникальна и эта книга, которая подарит продолжение праздника, станет его органичным дополнением. Артисты разных жанров и сотрудники всеми любимого цирка поделятся секретами профессии, удивят многогранностью талантов, вспомнят необычные случаи из цирковой жизни и, конечно, расскажут о Юрии Никулине, великом человеке своего времени.

  • Режиссер цирка. Очерки истории цирковой режиссуры в 1940-1980-е годы

    Цирковое искусство
    В настоящей книге исследуется искусство режиссеров отечественного цирка в 40--80-е годы двадцатого столетия. Главным героем монографии является Марк Соломонович Местечкин - народный артист РСФСР, профессор, кандидат искусствоведения, главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре, художественный руководитель кафедры циркового искусства в ГИТИСе им. А.В.Луначарского (ныне РАТИ), актер театра и кино, театральный и цирковой режиссер. Его творческий путь начинался на сцене театра в спектаклях великих театральных деятелей К.А.Марджанова и В.Э.Мейерхольда. Судьба не всегда благоволила Местечкину - ему довелось испытать горечь гонения как ученику "врага народа". Однако он не отрекся и не осудил своего великого Учителя - Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В книге подробно рассказывается о деятельности М.С.Местечкина, педагога выдающихся клоунов Карандаша, Ю.В.Никулина, М.И.Шуйдина, О.К.Попова и других. Уникальные спектакли "Карнавал на Кубе", "Лечение смехом" и цирковые номера, в том числе "Вторая рапсодия Листа", зарождались и создавались под руководством и при участии главного режиссера Московского цирка на Цветном бульваре Местечкина. В 1975 г. М.С.Местечкин осуществил мечту многих поколений цирковых деятелей, открыв кафедру циркового искусства в ГИТИСе. Талантливый педагог, он воспитал целую плеяду одаренных режиссеров, успешно работающих как на родине, так и за рубежом. В монографии также исследуются творческие поиски и постановки номеров, аттракционов, спектаклей талантливых режиссеров А.Г.Арнольда, Б.А.Шахета, Г.С.Венецианова, А.Б.Аронова, С.Д.Морозова, Н.Н.Зиновьева, Е.А.Рябчукова, способствовавших расцвету циркового искусства в нашей стране. Когорта выдающихся отечественных режиссеров разработала и утвердила новые художественные принципы создания цирковых представлений, драматических пантомим, феерий, фономим. Это благотворно повлияло на развитие отечественного и зарубежного цирка, а также становление "театров-цирков" конца ХХ - начала ХХI вв. Книга рекомендуется как специалистам - исследователям отечественной культуры, так и широкому кругу читателей, интересующихся театральным и цирковым искусством.

  • Художественно-образная структура циркового искусства

    Цирковое искусство
    Автор проводит сравнительный анализ актерского мастерства в театре и в цирке, что является, на мой взгляд, чрезвычайно актуальным. В театре артист представляет другую персону, свои мнимые качества, в цирке - самого себя, свои подлинные способности. Это главное различие и делает цирковое искусство особенно привлекательным в наши дни, несущим жизнеутверждающий заряд подлинности, искренности, правды на фоне все проникающего лицедейства и ролевых игр, когда чуть ли не главным критерием реальности для массового сознания становится убедительное исполнение роли. В книге многопланово анализируется "Образ Я" артиста цирка, что представляет значительный научный интерес. Но в ней решается и более широкая задача - философско-психологическое и философско-эстетическое рассмотрение феномена цирка как особого вида искусства, синтетически воплощающего в себе черты многих видов искусства. Книга В.А.Баринова адресована в основном деятелям цирка, однако я убежден, что она интересна не только им, но и весьма широкому кругу читателей.

Фильтр